Решение о создании Контрольно-счетной палаты Великоустюгского муниципального района было принято Великоустюгской Думой 30 марта 2012 года. Эта дата является отправной точкой в истории органа внешнего муниципального финансового контроля Великоустюгского района. Одновременно с принятием решения о создании были внесены изменения в Устав Великоустюгского муниципального района, в соответствии с которыми Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Контрольно-счетная палата Великоустюгского муниципального района обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Контрольно-счетная палата обладает правами юридического лица.
В 2012 году Контрольно-счетная палата Великоустюгского муниципального района подала документы на принятие в члены Совета контрольно-счетных органов Вологодской области.
В Контрольно-счетной палате Великоустюгского муниципального района работают 2 сотрудника, имеющих высшее образование.
Контрольно-счетная палата Великоустюгского муниципального района осуществляет следующие полномочия:
1) контроль за исполнением районного бюджета;
2) экспертиза проектов районного бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств районного бюджета, а также средств, получаемых районным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Великоустюгского муниципального района, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими району;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств районного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств районного бюджета и имущества, находящегося в собственности района;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств района, а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в районе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения районного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Великоустюгскую Думу и Главе района;
10) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств районного бюджета, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав района;
11) осуществление полномочий внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав района, в соответствии с соглашениями, заключенными Великоустюгской Думой с представительными органами поселений;
12) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
13) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом района и решениями Великоустюгской Думы.
Структура Контрольно-счетной палаты утверждена решением Великоустюгской Думы от 30 марта 2012 г. № 29 «О структуре и штатной численности Контрольно-счетной палаты Великоустюгского муниципального района и представлена следующим образом:
- Председатель Контрольно-счетной палаты – 1 единица,
- инспектор – 1 единица.
Решением Великоустюгской Думы от 30 марта 2012 года № 35 Председателем Контрольно-счетной палаты назначена Жданова Елена Васильевна.